Форум виртуального клуба календаристов

Объявление

ВНИМАНИЕ! ФОРУМ ПЕРЕЕХАЛ НА НОВЫЙ АДРЕС!!!!!!!!!!!! НОВЫЙ ФОРУМ ЖДЕМ ВСЕХ НА НОВОМ ФОРУМЕ, ВСЕ ТЕМЫ БУДУТ ПЕРЕНЕСЕНЫ. ЗДЕСЬ ВСЕ ТЕМЫ ЗАКРЫТЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум виртуального клуба календаристов » Карманные календарики » Коллекционирование календариков


Коллекционирование календариков

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

копилка разных мыслей и высказываний о календариках

0

2

Давайте здесь организуем копилку разных мфслей, цитат о календариках,
итак,

Вот что написано про календарь в Большой Советской Энциклопедии: Календарь ­– печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащее перечень месяцев, чисел, дней недели, указания праздников, часто астрономические сведения. Различают: табель-календарь (таблица с перечнем дней года); перекидной календарь, листки которого перекидываются на специальной подставке; отрывной календарь; настольный календарь (книга с подробным описанием юбилеев, знаменательных дат и др. сведений); деловой календарь (для записи на память); цветной иллюстрированный календарь (среди них календарь, скрепленные в виде книги или альбома, настенные календарь, большей частью рекламные или подарочные, представляющие собой ряд месячных табелей с репродукциями, декоративным рисунком, цветной фотографией). В Древнем Риме календарем сначала называли книги, в которые кредиторы записывали проценты, вносившиеся ежемесячно в дни календ (отсюда название), позднее календарем стали именовать книги, расписывающие культовые празднества, дни рождения императоров, дни собраний сената. Наиболее древний из дошедших до нас римских календарей относится к 354 н. э. У православных славян календарь называют месяцесловом. На Руси первая попытка как-то регламентировать, в какие дни что делать и чего не делать, была предпринята в "Изборнике" Святослава (1076). Затем, когда с 16 века в Россию начали проникать календари с Запада, по их подобию стали составлять и отечественный календарь (например, "Годовой разпись, или месячило" на 1670). Систематический выпуск печатных настенных календарей начался в России при Петре I. Наиболее полным из дошедших до наших дней является т. н. Брюсов календарь, составленный московским книгоиздателем В. А. Киприяновым. Календарь был издан на 6 таблицах и содержал наряду с полезными астрономическими сведениями т. н. прогностик - предсказания погоды, урожаев, войн, болезней по положению небесных светил. Характерно, что "прогностику" предпослана фраза, что "войну и мир собственно из звездочтения провещати невозможное дело". С 1727 исключительное право издания календаря осуществляла Петербургская академия наук. С 1770 календари именовались месяцесловами. Печатались они незначительными тиражами (17-18 тыс. экз.) и продавались по крайне высоким ценам. В середине 19 в. месяцесловы содержали немало исторических, астрономических, географических, метеорологических и иных сведений, приводили данные о железно-дорожном и пароходном транспорте. С 1865 календари начинают издаваться частными лицами. Одним из первых частных русских издателей календарей был А. А. Гатцук, чех по национальности. В начале 20 века книгоиздатель И. Д. Сытин организовал издание дешёвых, ярко оформленных календарей для народа. Широко известны его настольные "Общеполезный календарь", "Всеобщий русский календарь", содержащие множество полезных сведений. Общий тираж сытинских настольных календарей достиг небывалой до этого времени цифры - 6 млн. экз. Позже, при поддержке Л. Н. Толстого, Сытин наладил выпуск отрывного календаря, тираж которого составлял 8 млн. экз. Наряду с ними выходили дорогие календари: "Царь-колокол. Иллюстрированный календарь-альманах", "Всеобщий календарь" Г. Гоппе, "Русский календарь" А. С. Суворина и др. Выпускались календари для лиц разных профессий (военных, юристов, пчеловодов и т.п.) и по интересам (хозяйственные, детские, женские). В 1899-1915 П. Н. Ариан издавала "Первый женский календарь". Большевистским издательством "Зерно" был выпущен настольный "Календарь для всех на 1908 год", специально для которого В. И. Ленин в 1907 написал статью "Международный социалистический конгресс в Штутгарте". После Октябрьской революции, когда в феврале 1918 юлианский календарь был заменен григорианским, первым календарем, отпечатанным в типографии Сытина, был настольный "Советский календарь" на 1919 - издание ВЦИК РСФСР. В дальнейшем наряду с отрывными и перекидными календарями выходили и настольные календари - "Всеобщий настольный календарь", "Рабочий настольный календарь", "Крестьянский календарь", "Красная деревня" и др. В зарубежных странах широко распространены настенные иллюстрированные табели-календари без текстового содержания; в отрывных календарях обычно на оборотной стороне листков помещаются различные изречения, главным образом на религиозно-этические темы.

0

3

Очень интересная статья!

0

4

Вот что написано в словаре Брокгауза и Ефрона: Календарь , система времясчисления. Основанием календаря служат астрономические явления: обращение земли вокруг солнца (солнечный календарь), луны вокруг земли (лунный календарь) и земли вокруг своей оси. В солнечном календаре единицей счета служит тропический год, то есть период времени к моменту возвращения земли к точке весеннего равноденствия=365,2422 суток. Для удобства счета гражданский год считается в целое число суток: 365 или 366, а для согласования счетного года с астрономическим в календарных системах применяются различные способы. В России употребляется юлианский календарь (иначе счет по старому стилю), установленный Юлием Цезарем (разработан александрийским астрономом Созигеном) 46 до Р. Хр. и принятый Никейским собором. Каждые 4 последовательных года состоят из 3 по 365 дней (год обыкновенный или гражданский) и одного в 366 дней (високосный, число которого делится на 4 без остатка). Таким образом, год юлианского счисления равен 365,5 дней; следовательно, он длиннее тропического года на 11 минут 12 секунд. Эти ежегодные запаздывания в 128 лет достигают одного дня. Накопившаяся разность (10 дней) была исправлена при папе Григории XIII 1582 и для предупреждения ее повторения в Западной Европе принята новая система - счет по новому стилю - григорианская. Условились считать обыкновенными годами в продолжение каждых 400 лет три високосных года юлианского календаря (именно года столетий, первые две цифры которых не делятся на 4, и апреля, 1900). Год в григорианском счислении тоже длиннее истинного, но разность в один день накапливается в течение 4240 лет. Разница между юлианским и григорианским календарем ныне в 13 дней, то есть юлианский календарь опаздывает против астрономического на 13 дней.- Лунный календарь был принят у ассиро-вавилонян, персов; ныне у евреев и мусульман. Еврейский календарь считает в году 12 лунных месяцев. Для согласования лунного года с солнечным принят цикл в 19 лет, в котором 7 високосных (13 месяцев) годов. Число дней в обыкновенном году 353, 354 или 355, в високосном 383, 384 или 385. У мусульман 12 лунных месяцев по 30 или 29 дней; на каждые 30 лет 11 високосных (355 дней) и 19 простых (354 дня).

0

5

ФИЛОТАЙМИЯ ( календаристика )
Изучает изданные различными способами календари и календарики. Большими тиражами карманные календарики в СССР стали выпускаться с1986 г. До этого года общее количество выпущенных в СССР карманных календариков оценивается в 20-22 тыс. видов. После 1986 г. такое же количество календариков стало выходить каждые пять лет (1987-91 гг., 1992-96 гг.), а затем и просто за два года (1998-99 гг.). Количество коллекционеров календарей в России оценивается в 1000 человек.

http://www.karman-kalendar.polubomu.ru/html/img/kalendar.gif

0

6

ИЗ ИСТОРИИ КАЛЕНДАРНЫХ РЕФОРМ В СССР

      В августе 1929 года постановлением СНК СССР была введена так называемая пятидневная рабочая неделя. Одновременно с этим был введен трехсменный непрерывный график работы. Основанием для этого объявлялось достижение максимальной загруженности промышленного оборудования с одной стороны, и увеличение количества выходных дней - с другой. Осенью начался постепенный переход на "непрерывку", который завершился весной 1930 г.
     Фактически, это было введением нового, универсального календаря. Рабочая неделя теперь представляла собой так называемую пятидневку с одним выходным днем. Пять дней являлись праздничными и не входили в пятидневки. Таким образом, в году насчитывалось 72 пятидневки и каждое 1 января начиналось с первого дня пятидневки. Дни недели так и назывались: первый день пятидневки, второй, третий и т.д. Это и понятно: сохранение старых названий дней недели могло бы привести к путанице, введение же новых названий - дело хлопотное и сложное. В этом случае пришлось бы переучивать всю страну. Кроме того, подозреваю, наиболее умные люди из правительства заранее посчитали, что это нововведение может оказаться не слишком долговременным.
     Нерешенным был, правда, вопрос о дополнительном дне в високосном году, но он так и остался открытым. До 1932 года пятидневки так и не дожили. Уже в ноябре 1931 года СНК СССР принял постановление, в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную рабочую неделю.
      Однако, введение нового календаря - вещь чрезвычайно сложная. В истории известны лишь очень немногие удачные подобные попытки, такие, как введение лунного календаря в странах ислама или введение Григорианского календаря в европейских странах. Причем все подобные удачные акции связаны с одновременным введением нового календаря сразу в группе соседних стран. Попытка ввести "революционный" календарь во Франции в годы Великой французской революции, потерпела, как известно, крах.
     Пятидневки в СССР также продержались лишь пару лет. Шестидневки несколько дольше, до 1940 года. С одной стороны, количество выходных дней в году действительно увеличилось, но, с другой стороны, эти календари пошли в разрез со старым, привычным календарем, который уже действовал в стране столетия. В силу непривычки его плохо восприняли в народе, тем более, что не совпадали с выходными и даты церковных праздников. Кроме того, даже после введения новых календарей, в СССР оказалось необходимо поддерживать и старый, хотя бы для внешних сношений. Недаром все известные коллекционерам карманные календари, выпущенные в 30-х годах были обычными, традиционными.
     Однако сохранился, по крайней мере, один карманный календарик с пятидневной рабочей неделей на 1931 год. Он был двусторонним. На одной его стороне был напечатан традиционный григорианский календарь, на другой календарь с пятидневной рабочей неделей.
     Когда же под угрозой оказались планы пятилетки, количество выходных показалось правительству слишком уж большим. Шестидневки, как и пятидневки были в июне 1940 года заменены на семидневную неделю с 8-часовым рабочим днем с одновременным запрещением рабочим и служащим самовольно покидать свои предприятия.
     Но, по крайней мере, пятидневки, хотя и просуществовали совсем недолго, успели оставить свой след в истории отечественного карманного календаря.

0

7

Филотайми́я или календари́стика — коллекционирование и изучение карманных календарей. Изучает быт и историю людей, которая отображается на календарях. Филотаймия является достаточно популярным видом коллекционирования, ввиду отсутствия больших затрат, а также простоте коллекционирования и обмена. Этот вид коллекционирования традиционно особенно популярен в России, Украине, Польше, Испании. Количество коллекционеров календарей в России оценивается в 1000 человек. Широко известен своей деятельностью Московский клуб коллекционеров карманных календарей.

0

8

История выпуска карманных календарей в России
Первые печатные календари (по сути астрологические) начал выпускать в России в начале XVIII века сподвижник Петра I Брюс. Указом царя монопольное право на выпуск календарей было дано Российской академии наук. До конца XIX века календари в России подготавливались и выпускались только академией.

Появление карманных календарей в любой стране прочно связано с развитием капитализма. Именно капитализм потребовал постоянных и точных временных расчетов в производственной и в финансовой сферах, причём для всех слоёв населения. Понадобились недорогие календари для ежедневного пользования. В России бурное развитие капитализма началось в 80-е годы XIX века. В европейских странах этот процесс начался раньше, там карманные календари известны еще с начала XIX века.

Изображение:1886Calendar.gifВ 1885 году право на выпуск календарей получили земства, и тогда же в России начался повсеместный выпуск дешёвых календарей, в том числе и малоформатных, карманных. Поскольку календари выпускают на следующий год, то годом начала истории отечественного карманного календаря считается 1886 год.

Карманные календари сразу по их появлении были замечены как наиболее дешевое средство рекламы и как таковые уже использовались в Европе в течение всего XIX века. В случае хорошего оформления и умело поданной информации календарь, в отличие от буклетов, имеет еще и утилитарное значение, он не выбрасывается сразу же по получении его возможным клиентом, а хранится, как минимум, в течение года, тем самым многократно увеличивая свои рекламные возможности.

Первыми известными российскими карманными календарями являются календарь, выпущенный как приложение к «Живописному обиходному календарю» на 1886 год типо-литографией И. Н. Кушнарева и Ко и календарь компании «П. Ван Дейка Наследники, Техническая контора и Складъ сельскохозяйственных машинъ, орудiй и искусственныхъ удобренiй въ Риге», отпечатанный типографией М. Шульца в Риге.

Карманные календари дореволюционной России обычно подразделяются на три основные категории: календари торговой рекламы, календари деловые (их отличает строгая информационность и отсутствие рисунков), календари для народного просвещения (выпускались издательством Сытина).

Материал для карманных календарей используется самый разнообразный. Календари печатаются на бумаге и картоне, на жести, шёлке и коже. Во втором десятилетии ХХ века появляются календари на алюминии — металле, который только начинал в то время входить в быт.

0


Вы здесь » Форум виртуального клуба календаристов » Карманные календарики » Коллекционирование календариков